Главная


Олдтаймер-галлерея советских пожарных автомобилей 17.06.2020
 
Oldtimer — автомобиль старого времени. И это не обязательно должен быть автомобиль, относящийся периоду раннего развития автомобилестроения. Просто стародавний автомобиль. Они -  редкость, их давно перестали выпускать. 

Предлагаем Вашему вниманию топ 10 советских пожарных автомобилей, которые можно встретить только в музеях или на постаментах возле наших пожарных частей.

 
Конные расчеты, телеги, водовозки – да мало ли что использовалось для того, чтобы как можно быстрее доставить пожарных и средства тушения к месту возгорания. Но постепенно дома росли, города увеличивались, и стало ясно, что без специализированных средств не обойтись. 
 
Уже в царской России были свои пожарные машины на паровом ходу, еще больше стало их в СССР. С самыми первыми из них мы знакомим вас в нашем ТОПе.

 
ТОП-1 Пожарный автомобиль АМО Ф-15
 

Пожарный автомобиль АМО Ф-15
 
Первый пожарный автомобиль советского производства (до этого под нужды ПС переделывали заграничную технику) появился в 1926 году. 
 
Автомобиль был оборудован лестницей, насосом и запасом воды в 350 литров, а также мог перевозить до 8 человек и инвентарь. Среди профессионалов того времени автомобиль получил прозвище «под-стволовой».
 
 
ТОП-2 Пожарный автомобиль Я-3


Пожарный автомобиль Я-3

 
Шасси Ярославского завода специализированный завод «Автопромторг» переоборудовал в пожарные автомобили Я-3, ласково названные «яшками». Основной их задачей была доставка пожарных на место возгорания, но машины были довольно-таки тихоходными.
 
 К слову сказать,  завод Автопромторга или завод №6 ГУТАП в Москве, позже переименованный в Миусский авторемонтный завод,  являлся филиалом завода АМО и вырос из небольшого авторемонтного предприятия, став основным производителем пожарных автомобилей. Впоследствии завод был переименован в Московский завод пожарных машин.
 
В июне 1925 года на заводе №6 Автопромторга был выпущен первый советский пожарный автомобиль на 3-х тонном шасси "Паккарда". Этот автомобиль стал участником первой советской автомобильной выставки, состоявшейся 24 сентября 1925 года в Москве. 
 
В дальнейшем, из маленьких задымленных цехов завода ежемесячно выходили 10 автомобилей, что для того времени было большим достижением. Для пожарных автомобилей на заводе использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 тонны и 3-х тонные шасси "Паккард" после их восстановительного ремонта.
 
К началу 1927 года заводом уже было выпущено около 400 пожарных автомобилей. В марте 1927 года на основании консультации с представителями промышленности, конструкторских и исследовательских органов центральный пожарный отдел на специальном совещании принял решение о том, "что при наличии в РСФСР отечественного производства пожарных автомобилей общеустановленного типа, ввоз таких автомобилей из-за границы не вызывается необходимостью". 
 
В конце 1927 года завод полностью перешел на использование шасси только отечественного производства - АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 тонны и Я-3 грузоподъемностью 3 тонны. С 1929 года производство пожарных машин было сосредоточено на заводе №6 ГУТАП в Москве (Миусский завод).
 
С октября 1931года Миусский авторемонтный завод (позже он получил название Московского завода пожарных машин) начал выпуск пожарных линеек на 12 человек на шасси автомобилей семейств ЗИС-5 и ГАЗ-АА, а впоследствии и цистерн на тех же шасси.
 
 
ТОП-3 Пожарный автомобиль АМО-4


Пожарный автомобиль АМО-4

 
Буквально через три года после начала выпуска АМО Ф-15 им на замену пришли АМО-4, в которых коловратный насос был заменен на центробежный. Это помогало заливать огонь на гораздо большей высоте.

 
ТОП-4 Пожарный автомобиль ЛГПО


Пожарный автомобиль ЛГПО

 
Пожарный автомобиль освещения стали называть аббревиатурой создателей – Ленинградской Государственной пожарной охраны. Выпускался с 1929 года на базе АМО-4 и ЗИС. Команда автомобиля отвечала за освещение места пожара, также, рабочие с переносными прожекторами входили в горящее здание, чтобы помогать работе пожарных.
 
 
ТОП-5 Пожарный автомобиль ЯГ-4 (10)


Пожарный автомобиль ЯГ-4 (10)

 
Пожарные автоцистерны ЯГ-4 на 3,4 и ЯГ-10 на 4,5 тонны воды с двумя насосами, работавшими от двух двигателей, выпускались в период 1932–1937 годов. Пожарных здесь уже было меньше – всего 4 человека, так как машины предназначались именно для тушения пожаров водой, а не для доставки людей.
 
 
ТОП-6 Пожарный автомобиль ПМЗ-1, 2, 3


Пожарный автомобиль ПМЗ-1, 2, 3

 
Из всего знаменитого семейства ЗИС под пожарные нужды были отданы ЗИС-11 с удлиненной базой, в которой удавалось удачно разместить все оборудование и расчет. Машина выпускалась с 1934 по 1941 годы. Мощный насос позволял подсоединиться к ближайшему водоему и быстро затушить пожар из 160-метровых рукавов. ПМЗ-2 и ПМЗ-3 были оборудованы цистернами.

 
ТОП-7 Пожарный автомобиль ПМГ-1


Пожарный автомобиль ПМГ-1

 
С октября 1931года на шасси ГАЗ АА Миусский авторемонтный завод (позже он получил название Московского завода пожарных машин) одновременно с Ленинградским заводом «Промет» начал выпуск пожарных машин ПМГ-1 линеек на 12 человек на шасси автомобилей семейств ЗИС-5 и ГАЗ-АА, а впоследствии и цистерн на тех же шасси.
 
Последние пожарные машины ЗИЛ-130 Миусского  авторемонтного завода (Московского завода пожарных машин), а это уже ЗИЛ-130 покинули завод в середине 60-ых годов ХХ века, а примерно в начале 80-ых годов заводские корпуса были разобраны и на его месте выросли жилые кварталы.

 
ТОП-8 Пожарный автомобиль ПМЗ-27


Пожарный автомобиль ПМЗ-27

 
ПМЗ-27 стал, как принято говорить, «следующим шагом» в отечественном пожарном автомобилестроении. Его сделали более проходимым и удобным для размещения расчета, а также выпускали несколько модификация для тушения пожаров разной степени сложности.

 
ТОП-9 Пожарный автомобиль АЦУ-20


Пожарный автомобиль АЦУ-20

 
АЦУ-20 выпускались в упрощенной конструкции специально для работы в сельской местности начиная с 1962 года. Модель отличалась очень большой надежностью: несмотря на то, что выпуск прекратился в 1968 году, некоторые экземпляры стояли на службе даже в 90-е. 
 
 
ТОП-10 Пожарный автомобиль АЦ-40 (130, 131)


Пожарный автомобиль АЦ-40 (130, 131)

 
Пожарная автоцистерна на шасси грузовика ЗиЛ-130 или полноприводного грузового автомобиля ЗиЛ-131. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования, воды. Это, вероятно, самый массовый советский пожарный автомобиль.
 
Это конечно же, не все пожарные машины, были и гусеничные, например, ГПМ-54 — бронированная гусеничная пожарная машина ГПМ-54 предназначалась для самых сложных пожаров. Ее на базе танка Т-54 разрабатывали целых 10 лет – с 1967 по 1977 годы, а выпуск наладили в 1978. До сих пор находится в эксплуатации.
 
 
Использована информация сайта DekaTop.com
Официальный сайт
ГУ УР «ГПС УР» 2018

Адрес: 426052, Удмуртская Республика
г. Ижевск, ул. Крылова, 22а
Телефон / Факс: (3412) 57-56-70
E-mail: gu-gps-ur@mail.ru
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ГУ УР «ГПС УР» обязательна.